Вернуться   Дизайнерский форум » ДИЗАЙН И ГРАФИКА » Фотография

Постановка света при классическом теневом полуобороте

Обсуждение темы Постановка света при классическом теневом полуобороте в разделе Фотография, часть категории ДИЗАЙН И ГРАФИКА; В нашем втором уроке мы рассмотрим принцип постановки классического светотеневого рисунка на примере теневого оборота. Теневым оборотом мы называем такую схему съемки, при ...


Закрытая тема
 
Опции темы
Старый 23.07.2006, 20:17   #1
В нашем втором уроке мы рассмотрим принцип постановки классического светотеневого рисунка на примере теневого оборота. Теневым оборотом мы называем такую схему съемки, при которой обращеная к нам сторона лица находится в тени, а удаленная от нас сторона лица - высвечена рисующим светом. Получается, что большая часть лица притемнена, а меньшая - хорошо освещена. (существует и световой полуоборот, но это тема следующего урока)

Давайте вспомним, какая картинка получается при прямом свете от камеры. На рис. 1 стандартный софтбокс 60х90 расположен прямо над камерой (см. схему 1). При таком положении источника света падающих теней на лице мы, конечно же, не увидим. В нашем примере гипсовая голова обращена вправо - следовательно, мы и лампу будем двигать вправо - ведь нам нужно добиться, чтобы обращенная к камере щека потемнела. Основной вопрос, который необходимо решить - насколько далеко в контровую область задвигать лампу и как высоко она должна стоять. Ответ на этот вопросможет звучать вот как: падающая тень от носа
  • 1. должна смыкаться с собственной тенью щеки и
    2. должен оставаться световой треугольник, основанием зацепляющий глаз модели
При такой постановке света (ее иногда называют Рембрандтовской) объемы лица проявляются в наиболее живописной форме - см. рис 2.. Хочется заметить, что это не единственный способ поставить свет в теневом обороте. Вторая возможность получить красивый свет - поставить лампу так, чтобы падающая тень от носа пряталась в носогубную складку. Тут она уже может не смыкаться с собственной тенью щеки - носогубная складка сама по себе маскирует тень от носа достаточно хорошо. Увы, на нашей гипсовой голове поставить такой свет не получилось - видимой носогубной складки просто нет. В ближайших уроках - там, где мы уже перейдем к работе с живым человеком, - мы обязательно изучим этот вариант светового рисунка по возможности подробно.




Для того, чтобы тень от носа сомкнулась с тенью от щеки, мы одновременно двигаем лампу и вперед-назад (фронтальнее-контровее), и вверх-вниз. При разных положениях лампы световой треугольник будет менять форму - он будет то вытягиваться, то сокращаться, становиться то уже, то шире. Написать какую-либо точную схему, сформировать "идеальное правило" по которому нужно искать положение лампы не получится - ведь не существует двух одинаковых человеческих лиц. У кого-то нос больше, у кого-то меньше, у кого-то глаза сидят глубоко, у кого-то они на выкате. Лицо можт быть овальным, круглым, узким, широким, гладким или костистым. В каждом случае нужно внимательно изучать голову модели и формы, которые проявляются на лице при разном положении лампы. Это умение - оценка формы и рисунка света на голове - должно быть доведено до автоматизма, как переключение коробки передач в автомобиле. Если вместо того, чтобы искать образ, работать с моделью, раскрывать внутрниий мир, фотограф по полтора часа ищет положение источника света, можно быть абсолютно уверенным - удачного портрета не получится. Поэтому в начале обучения нужно потратить какое-то время просто на то, чтобы научиться мгновено - за 3-5 минут -ставить более или мене точный свет, в котором потом начинается поиск "тонких" эффектов.
Можно даже развить этот навык без фотоаппарата - почаще наблюдайте за окружающими вас людьми как бы "через камеру". Если удастся отвлечься от происходящего, выключиться из потока событий, стать отстраненным наблюдателем - вы увидите готовые "картинки" с разнообразными световыми рисунками. Найдите такое кафе или местечко в парке , в котором есть направленное, нерассеяное освещение. Возьмите чашку/бокал/рюмку чего-нибудь (что вам больше по душе) и потратьте пару часов на изучение людей вокруг вас. Кто-то приходит, кто-то уходит, кто-то с кем-то говорит, люди постоянно движутся - и постоянно меняется свет на лицах. Никогда в студии у вас не будет такой возможности изучить свет, да и не только свет - людей. Если говорить о портретной съемке хоть сколько-нибудь серьезно, то нужно понимать: фотограф должен быть психологом, он должен подмечать, ловить, расшифровывать малейшие внутренние движения человека, легчайшую смену настроений. Без умения видеть внутрнний мир человека портреты останутся лишь плоским изображением внешности, более или менее удачным, но не более интересным, чем выброшенный на обочину фантик от конфеты. Что уж говорить о такой простейшей технической задачке, как поиск базового светового рисунка. Так что наблюдение, наблюдение - и еще раз наблюдение. Без него говорить о съемке портрета просто бессмысленно.

Но давайте вернемся к теме нашего занятия - настало время разобраться с заполнением, а, точнее, с контрастом света на голове. Как и в случае со светотональным портретом, мы можем пойти по одному из двух путей - либо получать высококонтрастную, графичную картинку, либо пытаться уложить диапазон яркостей нашего сюжета в классические 5 ступеней. Для того, чтобы получить графичное изображение, достаточно с теневой стороны поставить "негра" или "французский флаг" - матовый черный отражатель. Это может быть фирменный отражатель, а может - просто кусок черной неблестящей ткани. Вомногих случаях, правда, не нужен даже и отражатель - если вы работаете с одной лампой в студии, стены которой не белые или светло-серые, то необходимый контраст получится сам собой.

Если наша задача - уложить диапазон яркостей в 5 ступеней, мы должны пользоваться отражателем. Давайте вспомним, что мы работаем с одним осветительным прибором - второй прибор пока в наши правила игры не входит.

Как и в случае со светотональным портретом, наиболее выгодным оказывается передне-боковое положение отражателя - рис. 5. Ни снизу (рис. 3), ни сзади-сбоку (рис. 4) отражатель не создает заплонения. Правда, когда отражатель расположен совсем сзади, он дает неплохой свет на волосы - так называемый классический контровой свет, но красивое изображение можно получить лишь скомбинировав такой свет с белым передне-боковым отражателем. Проще говоря - для начала нужно уложить сюжет в 5 ступеней с помощью передне-бокового отражателя, а уж затем устанавливать второй отражатель сбоку-сзади и искать рисунок контрового света.



При съемке портрета по схеме теневого оборота возинкает пара проблем. Первая - ухудшение качества изображения из-за того, что свет от лампы попадает в объектив. Конечно, сточник света находится за грницами кадра, но прямой свет все же попадает на переднюю линзу объектива, пусть и под углом. А значит - падает резкость, цветопередача, контраст. Решить эту проблему проще всего с помощью бленды или шейдера. Хотя в профссиональной практике чаще просто ставят большую черную панель, которая заслоняет камеру от прямого света. Вторая проблема вот какая: свет падает на лицо человека довльно под маленьким углом - практически скользит вдоль поверхности. В результате подчеркиваются все неровности кожи, кожа начинает сильно блестеть, становится некрасивой, а портрет в целом - неряшливым, неопрятным. Первый способ дает почти 100%-гарантию, что эта проблема не возинкнет - достаточно "собрать" лицо с помощью тонального крема или хорошей пудры. Это несложная операция, и ей имеет смысл научиться любому портретному фотографу - к сожалению, не всегда под рукой оказывается толковый визажист. Второй способ дает эффект лишь в половине случаев - можно использовать поляризационный фильтр. Но фильтр не срабатывает так же часто, как и срабатывает - поэтому лучше иметь в студии хотя бы элементарную пудреницу...

2006 © Андрей Рогозин
 
Старый 23.07.2006, 20:17
Ссылки
Старый 23.07.2006, 20:17
Закрытая тема




Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Постановка света при классическом светотональном портрете SYSTEMS Фотография 2 24.07.2006 13:00


Текущее время: 05:43. Часовой пояс GMT +4.

Реклама на форуме Условия размещения рекламы
Биржа ссылок Заработай на сайте!
Дизайнерский форум